|
Методический материал > Лебедушка
| Снегурочка | Информационные
технологии на уроке музыки | Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии на
уроке музыки
Презентация по теме - загрузить
(0,5 Мб)
Одна из современных образовательных технологий
- технология здоровьесбережения. Термин "здоровьесбережение"
получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной
жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников
образовательного процесса.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового
психологического климата на уроках. Целью массового музыкального образования
и воспитания учащихся является формирование музыкальной культуры, как
неотъемлемой части их духовной культуры. Музыкальное искусство наряду
с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим
потенциалом.
При рациональной организации, уроки музыки способствуют снятию нервно-психических
перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического
тонуса учащихся. Поэтому я стараюсь творчески подходить к планированию
урока и его проведению. На уроке применяю и чередую различные виды учебной
деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, просмотр видео сюжетов,
слайдов. Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания,
развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
В " Теории и методике музыкального воспитания" Н. Ветлугина
пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые
связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию,
уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального
слуха помогают активизировать умственную деятельность умственную деятельность.
Музыка - одно из средств физического развития детей.
На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности
школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие
технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие
творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить
с пользой для здоровья. Например:
1. Приветствие. Песенки - распевки. С них начинаются все уроки. Несложные
добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают
настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают
эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.
2. Дыхательные упражнения. Способствуют не только нормальному развитию
голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Начиная с первого класса
стараюсь формировать у учащихся правильное дыхание. Вот некоторые упражнения:
" Хомячок. Пошмыгать носом с закрытым ртом.
" Собачке жарко. Часто подышать носом с высунутым языком.
" Воротики, или Паровозик. Глубокий вдох через нос - "воротики
открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания
и мягкий длинный выдох на звук "Ф" - закрыли "воротики".
Сама в это время считаю: "Едет паровозик с вагончиками". Для
наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать
их на вдохе и закрывать на выдохе- открывать и закрывать "воротики".
" Воздушный шарик. Резкий выдох - живот втянули. Затем расслабить
или "отпустить" мышцы живота. При вдохе живот естественно"выталкивается"
вперед, как шарик.
Когда ребята становятся постарше, постепенно ввожу упражнения из комплекса
дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой.
3. Речевые упражнения (по К. Орфу). Основная цель - выработка качественных,
полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика -
способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве.
В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих
навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Пальчиковые игры. Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают
координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику
с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
5. Двигательные упражнения, ритмопластика.
6. Пение. Пение используется не только как один из наиболее любимых видов
деятельности детей, но и как средство оздоровления. Занятия вокалом укрепляют
и оздоровляют организм детей. По мнению врачей, вокализация является лучшей
формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата,
формирования правильной осанки.
7. Восприятие музыки. Изучен оздоровительный эффект классической музыки.
Так, мелодии некоторых произведений И.С. Баха позволяет получить расслабляющий
эффект: установку на состояние покоя может создать Прелюдия №1, расслабление
мимических мышц - Прелюдия №8. Произведения Ф. Шопена позволяют ощутить
расслабление мышц туловища - Прелюдия №4, мышц ног - Прелюдия №13. Некоторые
произведения Ф. Шопена способствуют нормализации регуляторных функций:
регуляции ритма сердечных сокращений и дыхания - Прелюдия №15, общей активации
- Прелюдия №17. Формированию состояния уверенности помогают произведения
М. Таривердиева "Мгновение", Ж. Бизе - Р. Щедрина на тему "Тореадор";
для поднятия настроения - "Рондо в турецком стиле" В.А. Моцарта,
для успокоения и умиротворения - "Аве Мария" Ф. Шуберта, "Колыбельная"
И. Брамса.
Результатами этой музыкально - оздоровительной работы являются:
" Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей
детей;
" Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
" Повышение уровня речевого развития;
" Снижение уровня заболеваемости;
" Стабильность физической и умственной работоспособности во всех
сезонах года, не зависимо от погоды.
Литература
o 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
o 2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии
в современной школе". М., 2002 г.
o 3. Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985
o 4. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. СПетербург, Питер, 2003
o 5. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
|