|
Методический материал > Лебедушка
| Снегурочка | Информационные
технологии на уроке музыки | Здоровьесберегающие
технологии
Презентация
к уроку - 11 МБ - загрузить
2 ) "Красота музыки, рисующей картины природы"
Опера Снегурочка
Цель урока (проблемный контекст): Выражение человеком в музыке отношения
к силам природы, своей связи с ними.
Задачи:
- Образовательная Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных
средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и
лучших произведениях классического наследия и современного творчества
отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических
видах творчества; формирование устойчивого интереса к музыке и различным
формам ее бытования.
- Воспитательная - воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры,
культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение, воспитание
любви и уважения к природе.
- Развивающая - развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию
и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой
индивидуальности; Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой
деятельности (хоровое пение, вокальная импровизация); Развитие активного,
прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов
мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии,
музыкальной памяти.
Тип урока: - уроки углубления и развития смысловых аспектов темы;
Вид урока: урок-экскурсия.
Музыкальный материал: Ария Снегурочки, песня Леля, Сцена таяния Снегурочки.
Оборудование: Доска, телевизор или экран, компьютер
Ход урока:
Тема нашего урока "Красота музыки, рисующей картины
природы". И раскрыть эту тему нам поможет Опера "Снегурочка".
(Слайд 1).Перед вами автор этой оперы. Это??? (Слайд 2). А что вы знаете
о творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова? Почему его называют
- оперный сказочник? (Слайд 3). В 1880 году семья Римских-Корсаковых отдыхали
в деревне Стелево, недалеко от города Луги. И там Римский -Корсаков начал
работу над оперой Снегурочка. Сочинял ее Римский-Корсаков с огромным увлечением:
чтобы написать всю оперу вчерне, ему понадобилось всего лишь два с половиной
месяца! "Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью
и скоростью, как "Снегурочка", - писал позже Римский - Корсаков"
- Композитор назвал оперу "Весенней сказкой". "Не было
для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических
образов, чем Снегурочка, Лель или Весна". (Слайд 4).
Откройте учебник на странице 98-99, прочитайте и найдите
строчки, где кратко выражена главная мысль произведения "Снегурочка".От
общения с людьми и научившись любить, Снегурочка превращается из сказочного
существа в живую девушку.Опера "Снегурочка" написана на сюжет
сказки А.Н. Островского. (Слайд5).
Перейдем к самой опере. Вы видите несколько вариантов
декораций к опере, в различных ее постановках. (Слайд 6).Открывается опера
прологом. Оркестровое вступление рисует картину последней зимней ночи.
(Слайд 7). Кто из вас ребята вспомнит, как называется в опере фрагмент
действия? - СЦЕНА
Мы с вами сейчас послушаем небольшую сцену Деда Мороза, Весны и Снегурочки.Прошла
пора Деда Мороза, но он не торопится уступать место Весне, да и волнуется
Дед Мороз о Снегурочке, и решают они с весной отправить Снегурочку пожить
к людям в Берендеево царство ( слушаем Сцену). (Слайд 8). Что влечет Снегурочку
из зимнего лесного царства к людям? Людские песни.
Мы послушаем с вами 1 арию Снегурочки в исполнении Заслуженной артистки
России, Народной артистки Республики Коми - Ольги Сосновской. (Слайд 9).
У вас на листочках распечатан текст арии. Вам легче будет понять содержание.
А во втором столбике таблицы для вас прописаны средства музыкальной выразительности,
которые помогут вам анализировать музыку.
Слушание.
Ответы на вопросы (Слайд10)
Следующий музыкальный момент, который мы прослушаем, Это песня пастушка
Леля. (Слайд11).Лель -любимец всех девушек Берендеева царства, нравится
он и Снегурочке, именно его песнями заслушивалась Снегурочка, когда жила
в лесу.Вспомните ребята, мы с вами уже как -то говорили- какому голосу
в классической опере поручается -партия молодого юноши? - правильно альту.
Партию молодого парня в опере исполняет женский голос - альт.И сейчас
для вас песню Леля споет Полина Гагарина (эта запись из проекта "Призрак
оперы" (Слайд 12)
Ответы на вопросы
Какая музыка?
Какой музыкальный инструмент сопровождает песню Леля?
Появление Леля сопровождается переливами соло кларнета,
воспроизводящего напев пастушьего рожка. Римский-Корсаков использовал
подлинные пастушеские наигрыши.
Учитель: В какой музыкальной форме написана песня?
Ученик: В куплетно-вариационной.
Ученик: 1-й раздел "Туча со громом" - мелодия медленная, протяжная,
речитативного характера. 2-й раздел "То-то цветики возрадуются"
- мелодия грациозная с оттенками танцевальности. 3-й раздел "Лель
мой" - мелодия задорная и веселая.
Учитель: Какие изобразительные моменты, указывающие на связь Леля с природой,
появляются в песне?
Ученик: Подражание раскатам грома в тремоло литавр и каплям дождя в пиццикато
скрипок.
Почему песня Леля в опере называется песня, а не ария? В чем отличие арии
от песни?
(Слайды 13-15)
Ребята- Красивая музыка?
Вся музыка в опере сочетается с красотой природы. И вы знаете, чем заканчивается
опера. Возвращаемся к тексту учебника. Что происходит со Снегурочкой в
конце оперы?
Мы послушаем еще одну Арию Снегурочки. Эта ария звучит в конце оперы в
сцене таяния Снегурочки.
Слушаем. (Слайды 16-17)
Что вы можете сказать о музыке?
Как изменился характер Снегурочки.
Снегурочка изменилась?
О какой двойственности говорится в учебнике?
А как эта двойственность отображается в музыке?
Более ста лет уже живет опера Снегурочка ее слушают и смотрят миллионы
людей. Опера учит нас любоваться природой, красотой человеческих чувств.
У нас сейчас тоже в самом разгаре весна и мы начинали работу над шуточной
песней Веселая история.
|